НИС Энергосервис



"АВОК" - Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике"

Статьи / Российский опыт


 

Энергоаудит и энергосервис – проблемы и практика

На сегодняшний день удельная энергоемкость потребителей в городе Москва значительно ниже, чем в других регионах России.

Вместе с тем энергоемкость Москвы, по сравнению со столицами государств с развитой экономикой, остается высокой. Поэтому, переход к энергоэффективной экономике для Москвы является актуальной задачей.

 

Анализ структуры потребления энергоресурсов в Москве показывает, что наибольший резерв повышения энергоэффективности имеют такие сектора экономики города, как ТЭК, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.

На самом деле существуют действенные способы повышения энергоэффективности. Например, в ЖКХ, являющейся, пожалуй, самой проблематичной отраслью российской экономики, улучшить качество и снизить стоимость жилищно-коммунальных услуг возможно благодаря энергосервисному обслуживанию, где первый шаг – проведение энергоаудита здания, а второй – заключение энергосервисного контракта.

 

Стратегическая задача столицы

Сегодня много говорится об энергосбережении и повышении энергоэффективности, но эти понятия нельзя рассматривать в отрыве от энерговооруженности.

Этот показатель, определенный, например, для потребления электрической энергии в быту, напрямую связан с уровнем жизни населения, и в расчете на одного жителя в Москве он ниже, чем в Нью-Йорке или Токио. Так, жители столицы потребляют электроэнергии порядка 48 % от общего потребления городом.

 

Стратегической задачей Правительства Москвы является не просто энергосбережение, а нахождение разумного баланса между энерговооруженностью и энергосбережением. Такой подход требует фундаментальных изменений в структуре экономики, в структуре потребления, в стереотипах поведения.

Как известно, реализации мероприятий по энергосбережению предшествует проведение энергоаудита.

 

Цели и задачи энергоаудита

Энергоаудит – одна из самых перспективных и востребованных отраслей консалтинга. Он показывает, где происходят нерациональные потери электричества, газа и тепла.

Целью энергоаудита является разработка мероприятий по повышению энергоэффективности и их ранжирование по эффективности для конкретного объекта.

В результате проведения энергетического обследования показывается потенциальная экономия, которую можно получить при внедрении энергосберегающих мероприятий. В ходе его проведения анализируются затраты на энергию в течение нескольких лет, определяется потенциал энергосбережения обследуемого объекта.

На основе объективных данных о состоянии энергоресурсопотребления, решаются такие задачи, как:

  • установление фактического энергопотребления в зданиях;
  • предложения по наиболее перспективным техническим решениям;
  • эффективность и окупаемость затрат.

Окупаемость рекомендуемых энергосберегающих мероприятий для сегодняшнего уровня энергоемкости в зданиях бюджетной сферы в среднем составляет от 1,5 до 3,5 лет.

 

Энергосервисный контракт

Ключевым механизмом по привлечению инвестиций для реализации рекомендаций аудита является энергосервисный контракт.

Энергосервисный контракт – общепризнанный во всем мире метод работы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Как вы знаете, в рамках данного вида отношений потребитель не расходует свои средства на энергосбережение: основную часть риска берет на себя энергосервисная компания, которая первую фазу проекта реализует за свой счет.

Энергосервисные контракты могут применяться промышленными предприятиями, учреждениями социальной сферы, организациями, работающими с жилым фондом.

Ожидается, что применение энергосервисных контрактов в бюджетной сфере обеспечит:

  • повышение энергоэффективности объектов коммунального имущества;
  • оптимизацию бюджетных расходов на оплату;
  • привлечение внебюджетных ресурсов в модернизацию имущества.

К сожалению, сегодня практика заключения энергосервисных контрактов (ЭСКО) остается ничтожно малой. Работникам бюджетной сферы сложно понять, как оплачивать энергосервисные контракты, на какую статью относить расходы. Неясно, как объявлять и проводить конкурс по выбору энергосервисной компании.

Отсюда негативное восприятие самой идеи, нерешительность со стороны бюджетных потребителей и осторожность потенциальных инвесторов.

Важным моментом для инвесторов рассматривающих предложения на энергосервис в бюджетной сфере, являются гарантии исполнительной власти, наличие реального интереса у руководителя и трудового коллектива предприятия, где предлагается проводить работы по контракту.

Сегодня мэром Москвы С. С. Собяниным приняты ряд решений открывающих широкие возможности как для инвесторов, так и для коллектива на объекте внедрения:

  • о сохранении на длительный период базового объема субсидий на содержание бюджетного учреждения;
  • об использовании сэкономленных средств на нужды этих учреждений, в том числе на выплаты персоналу (премии, бонусы и т. д.);
  • утверждены типовые формы и методики для проведения конкурсных процедур и заключения контрактов.

Таким образом, сегодня реально появилась возможность обсудить проблемы и выработать предложения для широкомасштабного внедрения энергосервисных контрактов.

Например, специально для решения этих вопросов, 20 июня в здании мэрии Москвы на Новом Арбате была проведена первая конференция и выставка «Энергоаудит и энергосервис. Проблемы и решения», организованная Департаментом топливно-энергетического хозяйства Москвы, НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха и строительной теплофизике» и НП «Энергоэффективные технологии». Предполагается, что мероприятие станет ежегодным.

Следующим ближайшим форумом, на котором будет обсуждаться развитие энергоаудита и энергосервиса, станет XXVIII конференция и выставка «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности», проводимая 26-28 октября 2011 года.

Энергоаудит и энергосервис являются основными инструментами для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности российской экономики. Однако практика развития этих направлений показывает, что механизм еще не отлажен и предстоит провести большую работу для нормализации процессов проведения энергетических обследований и заключения энергосервисных контрактов.

 

Энергосберегающая программа столицы

Напомню также, что 12 апреля 2011 года Правительством Москвы была рассмотрена и одобрена государственная программа «Энергосбережение в городе Москве на 2012–2016 годы и на перспективу до 2020 года».

Цель Программы – повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями города, включая жилищный фонд и системы коммунальной инфраструктуры, в том числе за счет сокращения потерь энергетических ресурсов при их производстве, преобразовании, передаче и конечном использовании. А выявить эти потери возможно благодаря качественному проведению энергетических обследований на всех названных этапах.

Реализация Программы позволит добиться к 2016 году экономии электрической энергии – 4 542 млн кВт•ч; тепловой энергии – 6 967 тыс. Гкал; воды – 159 млн м3.

 

Программа включает в себя и раздел, посвященный энергосервису, путям решения поставленных задач.

Программа находится в стадии обсуждения, после чего будет доработана и внесена на утверждение Правительством Москвы.

Получить более полную информацию о ходе реализации городской программы энергосбережения можно на портале Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, на сайтах департаментов и префектур Москвы.

 


Статья предоставлена журналом «Энергосбережение» (ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС»)

№5, 2011 год