НИС Энергосервис



"АВОК" - Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике"

Статьи / Российский опыт


 

Энергетическая паспортизация зданий всей страны

Энергетический паспорт является основным документом в результате энергетического обследования и критерием качества работы энергоаудитора. В России планируется провести полную паспортизацию до конца 2012 года. Насколько реально и целесо-образно выполнение поставленной цели в столь короткие сроки? Насколько будут достоверны значения, приведенные в энергетических паспортах? Есть ли опыт проведения подобной кампании в других странах?

 

Российский федеральный закон № 261‑ФЗ требует до 31 декабря 2012 года повсеместного проведения обязательных и добровольных энергетических обследований и составления энергетических паспортов жилых домов, предприятий и иных объектов для создания государственной информационной системы учета данных таких обследований в масштабах всей страны. На выполнение этой задачи затрачивается масса сил и энергии энергоаудиторов по всей стране, и главное, чтобы целью все-таки оставалось повышение энергоэффективности исследуемых объектов, а не формальное получение требуемого энергетического паспорта.

Многие российские специалисты уже сетуют, опасаясь получения огромного количества некачественных документов, на основании которых невозможно будет осуществлять заключение энергосервисных контрактов и прогнозируя напрасные траты денежных средств. Может быть, прежде чем набивать собственные шишки, обратиться к опыту других стран?

В вопросах энергетической паспортизации примером для нас могла бы стать Украина, которая имеет опыт тотальной энергетической паспортизации. Этот пример тем более интересен, поскольку имеющиеся в Украине жилищный, промышленный и энергетический сектора в силу исторических обстоятельств соответствуют по множеству критериев российским. Кроме того, и менталитет наших народов можно считать одинаковым.

 

Украинский опыт энергетической паспортизации

Подробностями проведения на Украине повсеместной паспортизации поделился В. А. Степаненко, главный редактор электронного украинского журнала «ЭСКО», который считает, что фокусировка на энергетических паспортах нанесла непоправимый урон стране.

«Кампания по энергетической паспортизации в масштабах всей страны была проведена на Украине раньше, чем в России – в 1995–2005 годах. Призывы и декларации власти о всеобщем энерго-сбережении, фискальные законы, всеобщая энергопаспортизация и тотальное нормирование вызвали всеобщий энтузиазм. Сегодня новое руководство Государственного агентства по энергоэффективности Украины тихо спускает на тормозах почти все "достижения" государственной политики энергосбережения в нашей стране за последние годы – канула в Лету государственная инспекция по энергосбережению, признан недееспособным закон непрямого действия "Об энергосбережении".

Пылятся десятки тысяч готовых энергопаспортов промышленных, энергетических и коммунальных предприятий – их никто не открывал после утверждения и оплаты экспертизы. Некому брать штрафы за несоблюдение вымышленных цифр в нормативных требованиях потребления энергоресурсов – а ведь последние годы нормирование на Украине было основой основ государственной политики энерго-сбережения.

Энергетический аудит пришел на Украину в 1993 году с первыми программами технической помощи TASIS (разработана ЕС для стран СНГ и Монголии) и USAID (авторство Агентства США по международному развитию). Специалисты учились этой новой профессии на ходу.

В это время рухнула кооперация промышленности, существовавшая при СССР, большинство предприятий потеряли рынок, и доля энергозатрат в себестоимости выпускаемой продукции возросла в несколько, а иногда и в несколько десятков раз. Энергосбережение осуществлялось в основном двумя способами – отключением нагрузок и потребителей, а также наведением элементарного порядка: учетом расхода энергоресурсов и переводом предприятий, участков и агрегатов в маневренный режим энергоиспользования.

В середине 1990‑х годов был создан Госкомитет по энергосбережению Украины. С первых дней его существования начались попытки монополизировать энергоаудит, сделать этот вид хозяйственной деятельности регулируемым со стороны государства. За все время существования государственного органа по энергосбережению Украины на научные разработки нормативной (невостребованной сегодня) документации по нормированию и энергопаспортизации потрачено несколько миллионов гривен бюджетных средств. Основной уклон в государственной политике энергосбережения был сделан на обязательность энергетических паспортов и утверждения нормативов расхода энергоресурсов для каждого предприятия Украины. Кстати, затем государственная инспекция по энергосбережению штрафовала за перерасход по этим нормативам, утверждаемым самими же предприятиями.

Разработкой энергопаспортов занимались энергоаудиторские компании, получившие допуск на этот вид деятельности. Стоимость работ по энергоаудиту была невелика, незначительным был и результат от внедрения энергетического паспорта. Важен был процесс, в который вовлекались десятки тысяч предприятий – промышленных, энергетических и коммунальных».

Украинский опыт получился отрицательным. Похоже, мы наступаем на те же грабли. Однако имеется другой, положительный опыт: всеобщая энергетическая паспортизация в 1990‑х годах была проведена в Свердловской области. Сведения из энергетических паспортов использовались в тарифном регулировании.

 

Энергетическая паспортизация в Свердловской области

Информацией о пользе энергопаспортов поделился Н. И. Данилов, доктор эконом. наук, профессор, заведующий кафедрой «Энергосбережение» УрФУ, научный руководитель ГБУ СО «Институт энергосбережения».

«Мы не можем допустить, чтобы прилагаемые сегодня усилия по разворачиванию государственной политики энергоэффективности завтра ушли в песок – второго шанса не будет. А со вступлением в ВТО России не с кем договариваться о снижении цен на энергоносители.

Кстати сказать, в Свердловской области мы столкнулись с условиями и ограничениями, подобными украинским, еще в "лихие 1990‑е". Имея лишь 3 % собственного топлива в энергобалансе и ТЭЦ, работающие на казахстанском угле, который одномоментно стал поставляться из-за границы за валюту, которая дорожала, регион вынужден был вводить собственные решительные меры.

Тогда была разработана известная программа "7 шагов к теплу и свету", и первым из этих шагов стала тотальная паспортизация. Под нее подпадали объекты бюджетной сферы, а также крупные промышленные предприятия.

Проверяли энергопаспорта тогда в Свердловской области РЭК и другие уполномоченные органы. В регионе была разработана собственная форма энергопаспорта, она была позаимствована и другими регионами России и успешно действовала до позднейшего принятия общероссийской нормативной базы. Так что в вопросе, нужна ли тотальная энергопаспортизация, моя позиция однозначна – в свое время именно она стала одним из залогов успеха в Свердловской области. Другое дело, чем она сопровождается и как ее результаты используются в дальнейшем.

Для промышленных гигантов наличие энергетического паспорта было тогда в регионе обязательным условием, например, для получения тарифного кредита. И это значительно сдвинуло ситуацию, помогло выжить цветной металлургии, в первую очередь энергоемким алюминиевым производствам.

В те годы в области наравне с массовым заполнением энергетических паспортов обязательной мерой стало обучение. Среди обучающихся были и милиция, и военные (неважно, финансировались ли организации из федерального или областного бюджета), и даже священнослужители!

Все это в комплексе с рядом других мер позволило увеличить в регионе производство вдвое практически без наращивания объемов потребления энергоресурсов. Фактически та же задача стоит сегодня. По расчетам Института энергосбережения, чтобы в Свердловской области выполнить поставленную задачу по снижению энергоемкости ВРП на 40 % к 2020 году по сравнению с уровнем 2007 года, надо прирост энергопотребления, требующийся для роста производства, на 85–90 % покрывать за счет энергосбережения. Такую жесткую энергетическую задачу решать еще не приходилось.

Вообще все эти меры развивают логику сквозного энергетического анализа, теория которого начала разрабатываться уральской школой еще в 1960‑е годы. И сегодня мы говорим, что в основе политики энергоэффективности должно лежать энергетическое планирование. Еще Вернадский говорил: "Деньги врут, не врет лишь киловатт-час". Наравне с традиционным финансовым бюджетом я давно предлагаю вести второй – энергетический, который в энергетических единицах, неподвластных инфляции и не допускающих финансовых пузырей, позволит смоделировать потоки ресурсов и продукции в регионе. Первым шагом в этом направлении является введение в повсеместную практику расчетов топливно-энергетического баланса. И первые подвижки к этому в России сегодня есть.

Что касается видов энергоаудита – конечно, для обоснования инвестиционного проекта необходимо выполнить совершенно определенные условия. Но новая отрасль энергоэффективности в России уже народилась. И хотя энергосервисный бизнес пока пробуксовывает, поле для такой активности огромное. Потенциал огромный, куда ни посмотри. Так, по результатам исследований, в одном из крупных городов Свердловской области – Каменске-Уральском – капитальные вложения в модернизацию системы теплоснабжения можно окупить за 5 лет.

Так что в любом ограниченном пространстве есть возможность для маневра. Нужны политическая воля и четкое понимание цели».


Статья предоставлена журналом «Энергосбережение» (ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС»)

№5, 2012 год