НИС Энергосервис



"АВОК" - Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике"

УСЛУГИ / ЭНЕРГОСЕРВИС

 

Энергосервис

 

Положение в энергетике России сейчас близко к кризисному - продолжается спад производства в отраслях ТЭК.  Государственная политика формирования рыночных отношений в энергетике России не учитывает параметров и особенностей этих отраслей. Стратегия строительства, рыночные отношения в области энергетики имеются, но детально проработанной, полной целевой программы перехода к рынку сегодня нет. Одна из серьезнейших проблем для энергетики России это сильное устаревание оборудования, как в области генерации и передачи, так и в области потребления, особенно сильно устаревание оборудования в муниципальном секторе и системе ЖКХ

Даже несмотря на различные методики оценки в пересчете на климатические условия энергоемкость российской экономики существенно превышает в расчете по паритету покупательной способности аналогичный показатель в США, в   и развитых странах Европейского Союза в 2 и более раза.

Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны. Это может привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций.

Для решения проблемы энергоемкости экономики в 2009 г. был принят ФЗ 261 «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О «ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и как продолжение политики Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года". В рамках этих документов до 31 декабря 2012 г. все органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования,  организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку ТЭР, организации, совокупные затраты которых на потребление ТЭР превышают десять миллионов рублей за календарный год должны пройти «Обязательное энергетическое обследование» и получить документ «Энергетический паспорт», оформленный по приказу 182 МинЭнерго РФ. Предполагается, что программа энергосбережения предложенная в паспорте поможет заказчику снизить потребления ТЭР, но как быть в ситуации, когда у учреждения нету финансовых ресурсов для осуществления этой программы? На этот вопрос ответ есть в ФЗ-261.

В соответствии с ФЗ-261 предложен механизм для привлечения средств в область энергоэффективности, а именно - «Энергосервис» или как его часто называют «Перфоманс контракт». В сущности энергосервисный проект это специфическая разновидность инвестиционного проекта, возврат средств по которому осуществляется из фактической экономии от реализации мероприятий по энергосбережению. Большая часть сэкономленных средств переходит инвестору для покрытия своих издержек, а часть остается у заказчика. По окончанию договора оборудование, установленное ЭСК, переходит на баланс заказчика и продолжает экономить ТЭР.

Энергосервисные договора (Перфоманс контракты) впервые начали использовать в Америке в конце 1970-х годов. Сейчас подобный вид контрактов получил широкое распространение в большинстве европейских стран, и популярность его продолжает расти. В Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии, Польше, Южной Корее, Таиланде и др. странах реализация таких проектов позволяет снизить потребление энергии от 16% до 67%. Средний срок окупаемости таких проектов составляет 4 года. Сроки длительности контрактов, как правило, составляют от 10 до 14 лет. Гарантируемый энергосберегающий эффект – от 16% до 24%. При условии содействия клиента гарантированные сбережения составляют дополнительно от 2 до 9%.

В странах Северной Америки и Западной Европы для, финансирования отдельных проектов используются уже традиционные методы, которые помогаю       избежать многих затруднений. Соответственно для нахождения способов реализации энергосервисных договоров  целесообразно произвести анализ и выбор эталонной регламентирующей базы с применением заграничного опыта в ЭСД.

Передовым в области ЭСД, по мнению иностранных специалистов, являются такие страны   как США и Канада. Успех ЭСКО и перформанс‑контрактов этих стран в повышении энергоэффективности бюджетных зданий был в большой степени обусловлен тем, что этим странам удалось грамотно адаптировать требования к организации подрядных работ в бюджетной сфере, процедуры закупок и устранить барьеры для энергоэффективности. В этих двух странах применялись разные подходы к расширению использования перформанс‑контрактов при реализации проектов в бюджетных организациях.

В США, где законодательство и законодательные процедуры формируются, в   основном, на уровне отдельных штатов, каждому штату приходилось самостоятельно устранять барьеры на пути повышения энергоэффективности, совершенствовать требования также для организации подрядных работ и процедуры закупок. Однако как только функционирующая система подрядов и закупок для содействия перформанс‑контрактам с ЭСКО появлялась в одном штате, другие штаты выражали большую заинтересованность в адаптации этой системы к своим условиям. Например, в Огайо в 1985 г. был принят закон, позволяющий школьным округам оплачивать реализацию энергосберегающих мероприятий на основе многолетней рассрочки и повысить допустимую долю чистой задолженности округа, которая может быть использована на реализацию этих мероприятий. Только в первые пять лет после принятия этого закона проекты с участием ЭСКО общей стоимостью более 131 млн. долларов США. были реализованы в 167 школьных округах. На сегодняшний день более 40 штатов в США приняли законодательство, содействующее применению перформанс‑контрактов в школах и правительственных зданиях.

По состоянию на 2010 г. В США заключено более 500 энергосервисных контрактов, что позволило сэкономить $11,7 млрд. долларов США.

Для РФ энергосервис является новым явлением. Количество таких контрактов на начало 2013 года исчисляется десятками, но не тысячами, как задумывалось по ФЗ 261. Компания «НИС-Энергосервис» одна из первых  в России составила и заключила два «пилотных» энергосервисных договора в бюджетной сфере ( с двумя объектами подведомственными Департаменту Образования города Москвы). В настоящий момент ведется успешное выполнения этих договоров и переговоры о дальнейшем развитии этого направления.