НИС Энергосервис



"АВОК" - Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике"

Статьи / Российский опыт


 

Практика энергоаудита и реализации энергоэффективных проектов на объектах Москвы

 

Энергоаудит строительных объектов выявляет возможности, позволяющие значительно уменьшить потребление энергии. Но здесь очень важно, кто будет проводить работу, т. е. насколько опытны и компетентны специалисты, выполняющие исследования и составляющие отчеты и рекомендации. Рассмотрим существующую ситуацию на рынке энергоаудиторских услуг и пути ее изменения. 2355

 

В. М. Смотрелкин, КП «Московская энергетическая дирекция»

 

Энергоаудит и энергоаудиторы

Практика проведения энергоаудита объектов на территории Москвы показала:

• Система добровольной регистрации энергоаудиторских фирм при ДепТЭХ г. Москвы работает не достаточно эффективно, поскольку построена с учетом документов антимонопольного законодательства.

В последнее время появилось множество фирм, желающих получить свидетельство о регистрации и при этом обладающих слабыми теоретическими знаниями в области энергоаудита и не достаточными практическими навыками и опытом.

Однако по формальным признакам возможность мотивированного отказа в регистрации у комиссии по регистрации ограничена.

• Анализ результатов энергоаудита (энергетический паспорт и расчетно-пояснительная записка) проводит в обязательном порядке КП «Московская энергетическая дирекция» по поручению

ДепТЭХ г. Москвы.

Оказывается, что во многих случаях до 20 % проделанных расчетов, результаты которых заносятся в энергетический паспорт объекта, не являются корректными.

При первом предъявлении только единицы представленных для анализа документов получают положительную оценку.

Это свойственно как энергоаудиту промышленных предприятий, так и энергоаудиту объектов Комплекса социальной сферы города и сферы ЖКХ. Поэтому, во-первых, необходим полный контроль со стороны ДепТЭХ г. Москвы за качеством работы энергоаудиторских фирм и, во-вторых, проведение анализа результатов энергоаудита должно оставаться и далее обязательной процедурой для всех объектов городского хозяйства.

 

Комплекс социальной сферы города

Нормативная база энергоаудита объектов Комплекса социальной сферы города имеет неплохое наполнение. Однако перед началом разработки базы ранжирование документов по важности и приоритету разработки, уровню утверждения носило невнятный характер, поэтому необходимо дальнейшее развитие состава документов, например, регламентирование экспресс-энергоаудита.

С течением времени появилась необходимость актуализации некоторых имеющихся документов.

Наличие нормативной базы энергоаудита объектов Комплекса социальной сферы города создает предпосылки для его дальнейшего развития.

Энергоаудит 18-и объектов выявил значительный потенциал энергосбережения, позволил подтвердить конкретными цифрами целесообразность модернизации систем тепло- и электропотребления, предложить конкретные технические решения для разработки энергоэффективных проектов.

Необходимо отметить, что для создания системы дистанционной передачи показаний в подавляющем большинстве случаев требуется доработка или замена установленных на объектах приборов коммерческого учета ресурсов.

К оценке продолжительности энергоаудита, а следовательно, и к его стоимости заказчику следует подходить осмотрительнее. Необходимо учитывать существующие негативные факторы, например, сложность получения исходной информации о технических параметрах объекта, неоднозначный характер информации об объемах потребления энергоресурсов, полученной из разных источников и т. д. Требуется верификация информации, а это дополнительные затраты времени энергоаудиторов.

 

Реализация энергоэффективных проектов

Внедрение нескольких пилотных энергоэффективных проектов на объектах Комплекса социальной сферы города, разработанных на основе результатов энергоаудита, показало, что должны выполняться не только монтаж и наладка оборудования, но и должны быть созданы условия для автоматического съема с приборов данных об энергопотреблении объекта и передачи их по каналу связи для дальнейшей обработки.

Необходимо разработать и внедрить (или модернизировать имеющуюся) автоматизированную систему мониторинга энергопотребления объектами Комплекса социальной сферы города. Результаты мониторинга должны использоваться для анализа эффективности внедренных проектов, а также для оперативного контроля технического состояния энергопотребляющего оборудования объекта и правильности его эксплуатации.

Мониторинг энергопотребления, кроме того, дает возможность потребителю контролировать энергоснабжающие организации в части качества поставляемых ресурсов.

Мониторинг является основой для создания объективной системы лимитирования и нормирования потребления энергоресурсов.

 

Сфера жилищно-коммунального хозяйства

Массовый экспресс-энергоаудит жилого сектора, видимо, пока преждевременен. Почему?

Во-первых, экспресс-энергоаудит базируется в основном на достоверных отчетных данных об энергоресурсопотреблении объекта, технических и строительных характеристиках здания.

Энергоаудит в части фактического состояния энергопотребляющего оборудования проводится только в местах общего пользования и технических помещениях жилого дома, т. к. жилые помещения объективно не доступны, хотя и являются основным потребителем ресурсов.

В условиях отсутствия достоверной информации о доме оценка эффективности использования ресурсов может иметь довольно значительную ошибку.

Во-вторых, идет революционное реформирование отрасли ЖКХ России, в том числе и Москвы. Однако любое революционное преобразование вносит некоторую долю хаоса. В реальных условиях существующего на данный момент в России «уровня развития производительных сил и производственных отношений» понятие «некоторой доли хаоса» приобретает явно ощутимую величину.

Практика проведения экспресс-энергоаудита в более чем сотне жилых зданий, расположенных на территории пяти административных округов Москвы, показала, что:

• существует неразбериха с местом нахождения проектной и технической документации на дом (управляющая компания, ГУ ИС района, бывший ЖЭК);

• в некоторых случаях проектная и техническая документация вообще отсутствует или утеряна в ходе реформирования отрасли;

• сведения о потреблении домом ресурсов из ЕИРЦ и из управляющей компании часто отличаются друг от друга;

• требования энергоаудиторами необходимой исходной информации находят непонимание у тех лиц, которые обязаны ей владеть, несмотря на письменные распоряжения вышестоящих руководителей;

• значительная часть коммерческих общедомовых приборов учета тепла и воды работает нестабильно, имеются простои, межповерочные сроки не всегда соблюдаются;

• съем показаний с коммерческих приборов учета ведется бессистемно.

В-третьих, полностью отсутствует согласованная и утвержденная правовая и нормативная база энергоаудита и экспресс-энергоаудита жилых домов.

Поэтому без упорядочивания на практическом уровне взаимоотношений ГУ ИС районов, ЕИРЦ, управляющих компаний процесс получения необходимых исходных данных для проведения экспресс-энергоаудита значительно поднимает цену договора заказчика с добросовестно работающей энергоаудиторской фирмой.

Отметим, что необходимая для целей энергоаудита информация по своему статусу относится к категории публичной.

При этом массовый энергоаудит жилых домов относится к виду работ, проводящихся для нужд Москвы, следовательно, бюджетное финансирование возможно только на конкурсной основе. У организаторов конкурса основным принципом по выбору победителя является экономический – выигрывает фирма, запрашивающая за проведение энергоаудита меньшую сумму. На этом этапе и появляются организации, готовые за малую оплату в самые короткие сроки провести энергоаудит всего, что пожелает заказчик.

В результате заказчик получает энергетический паспорт объекта с половиной незаполненных позиций и расчетно-пояснительную записку сомнительного содержания. Использование данных документов для технических и экономических расчетов невозможно. Получается, что деньги налогоплательщиков были потрачены напрасно.

Основные недостатки проведенных конкурсов по выбору фирмы, проводящей энергоаудит:

• ошибочный выбор соотношения между объемом работ, их техническим уровнем и стартовой ценой лота. Энергоаудитор высокого класса точно оценивает выполняемую работу;

• нереально короткие сроки для качественного выполнения работ. Опытный энергоаудитор не будет терять заслуженную репутацию, подготавливая документы низкого уровня;

• проведение энергоаудита необходимо планировать на время отопительного сезона.

Для развития энергоаудита жилых домов необходимо разработать и выпустить правоустанавливающий документ на уровне Правительства Москвы «Об энергетической паспортизации и энергоаудите жилых домов», к которому следует подготовить следующие приложения:

• Положение об энергетической паспортизации жилых домов на территории г. Москвы.
• Энергетический паспорт жилого дома. Формы паспорта. Методика заполнения при проведении полного энергоаудита и экспресс-энергоаудита.
• Энергоаудит (полный) жилого дома. Методика проведения энергоаудита.
• Экспресс-энергоаудит жилого дома. Методика проведения экспресс-энергоаудита.
• Взаимодействие всех участников процесса энергоаудита. Порядок взаимодействия. Права. Обязанности. Ответственность.
• Тепловизионное обследование наружных ограждающих конструкций жилого дома. Методика проведения обследования для целей полного аудита и экспресс-энергоаудита.
• Система (подсистема) мониторинга результатов внедрения энергоэффективных проектов в жилищном секторе г. Москвы.

 


Статья предоставлена журналом «Энергосбережение» (ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС»)

№4, 2009 год