НИС Энергосервис



"АВОК" - Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике"

Статьи / Российский опыт


 

Энергосервисная деятельность в жилищном фонде

О. Н. Федина, заместитель начальника Управления технико-экономического регулирования отрасли Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы (ДЖКХ и Б г. Москвы)

Новым законом об энергосбережении (№ 261-ФЗ) вводится современное понятие энергоэффективности и предлагаются меры по защите интересов граждан. Попытаемся разобраться, как это повлияет на организацию взаимодействия с конечными потребителями в бытовом секторе, для чего рассмотрим возможные механизмы энергосервисной деятельности в жилищном фонде столицы.

Термин «энергосбережение» сегодня необходимо рассматривать с точки зрения уменьшения энергетической составляющей себестоимости любой продукции, включая и производство энергии. Более точно существо вопроса отражает термин «энергоэффективность». Энергосбережение – это «экономия» процесса, в основном напрямую зависящего от человека, т. е. процесса, реализуемого преимущественно в ручном режиме управления. Энергоэффективность – неотъемлемая характеристика технологического оборудования, процесса, который при заданных режимах эксплуатации потребляет соответствующее оптимально малое количество энергии. Энергоэффективность в основном не зависит от человеческого фактора, а реализуется в режиме автоматизированного управления.

Для снижения энергетической составляющей себестоимости продукции любого технологического процесса необходима реализация нескольких этапов: обследование, проектирование, реконструкция, пуск и наладка, анализ функционирования, т. е. получение самого энергосберегающего эффекта и постоянная составляющая – техническое обслуживание и эксплуатация.

Современный взгляд на энергосбережение как на процесс повышения энергоэффективности подразумевает, что энергоаудиторские организации должны участвовать в реализации энергосберегающих мероприятий и проектов, сформированных на основании энергетических обследований. Кроме того, энергоаудиторы должны нести ответственность за результаты своей деятельности и участвовать в проведении анализов функционирования реконструированных объектов после внедрения мероприятий с определением реального экономического эффекта и сроков окупаемости. Такой анализ является заключительным этапом завершенного полного цикла повышения показателей энергоэффективности.

Оптимальным можно считать процесс повышения энергоэффективности, который для конкретного предприятия осуществляет одна организация в объеме всех этапов. При этом сокращаются затраты времени на выполнение работ, исключаются ошибки при передаче информации.

 

Рассмотрим возможности совершенствования системы управления объектами жилого фонда, оптимизации использования бюджетных средств за счет внедрения профессионального конкурсного управления многоквартирными домами на договорной основе с привлечением специализированных энергосервисных компаний.

В настоящее время в России практически отсутствует профессиональное управление многоквартирными домами. Это в свою очередь приводит к неэффективному использованию финансовых средств на их содержание. Прежде всего неэффективность управления находит проявление в нерациональном расходовании средств на содержание и ремонт зданий и расточительном потреблении энергоресурсов: тепла и воды.

Внедрение профессионального конкурсного управления многоквартирными домами на договорной основе с привлечением энергосервисных компаний дает возможность установить экономические взаимоотношения между собственником, поставщиком энергоресурсов, управляющей организацией и энергосервисной компанией, предусматривающей стимул для эффективного управления многоквартирными домами.

Основные условия внедрения эффективного управления многоквартирными домами будут обеспечены, если управление ими будет осуществлять профессиональная управляющая организация, которая сама будет заключать договоры на коммунальное обслуживание многоквартирных домов. В данных договорах будут предусмотрены стимулы к ресурсосбережению. В частности, часть сэкономленных в результате ресурсосбережения средств будет направляться на материальное стимулирование управляющей организации. Остальные средства – на внедрение энергосберегающих технологий. Следует отметить, что в сфере управления коммерческой недвижимостью эти виды бизнеса в последнее время достаточно успешно развиваются.

Профессиональные управляющие организации, привлеченные по конкурсу на договорной основе, могут непосредственно заниматься организацией и оптимизацией поставки коммунальных и иных услуг или могут нанимать энергосервисную компанию для оказания услуг по энергосбережению.

 

Привлечение к управлению объектами в жилищной сфере энергосервисных компаний предполагает разработку типового договора об энергосберегающих услугах между управляющей организацией и энергосервисной компанией. В договоре на управление многоквартирными домами, а также в договоре об услугах по энергосбережению должны быть предусмотрены положения о стимулировании энергосбережения и эффективного использования бюджетных средств на содержание здания для всех участников энергосберегающих мероприятий.

Важная отличительная черта данной практики состоит в том, что управляющая организация несет полную ответственность перед собственником как за физическое состояние здания, так и за поставки необходимых ресурсов и располагает для этого зафиксированными в договоре ресурсами. В этом случае управляющая организация занимается не только оптимизацией режимов потребления ресурсов, но и улучшением состояния здания с целью сокращения нерациональных энергетических потерь.

Экономические интересы управляющей организации будут состоять в том, чтобы за счет относительно недорогих, окупаемых в рамках срока действия договора управления, мероприятий по ресурсосбережению, например утепления здания, сократить потребность в приобретаемых ресурсах. Для проведения работ по модернизации и утеплению зданий управляющая организация может привлекать внебюджетные источники финансирования, расплачиваться за них из эффекта от сокращения закупаемых ресурсов. В итоге в краткосрочный период за счет эффективной деятельности профессиональной управляющей организации происходит переориентация расходов: из текущих – оплата потребляемых ресурсов, в том числе потеря воды, – в капитальные, т. е. на модернизацию зданий. В среднесрочный период при заключении нового договора на управление происходит дополнительное сокращение расходов за счет снижения стоимости услуг, предоставляемых управляющими организациями в связи с уменьшением объема закупаемых ресурсов.

В зарубежной практике профессиональные компании, осуществляющие по договору собственников управление объектами недвижимости, как правило, привлекают энергосервисные компании, которые заключают соглашения с управляющей организацией на проведение ряда мероприятий для достижения определенного уровня экономии ресурсов. Определяющей характеристикой деятельности энергосервисной компании является то, что оплата ее услуг осуществляется за счет экономии от внедренных энергетических проектов и зависит от их эффективности.

Успех внедрения данной практики обусловлен развитием и применением механизма в стимулировании энергоресурсосбережения в сфере управления объектами недвижимости, основан на использовании средств, сэкономленных в результате энергосберегающих мероприятий для оплаты услуг энергосервисных компаний и дальнейшего финансирования ресурсосбережения в этой сфере.

Зарубежные страны обеспечивают реализацию государственной политики энергосбережения прежде всего путем развития рыночных механизмов и стимулирования экономии ресурсов, создания и совершенствования соответствующих законодательных и нормативных актов. Причем основные энергосберегающие мероприятия осуществляются на объектах недвижимости, т. к. именно здесь сосредоточен основной потенциал экономии ресурсов. В Германии, например, треть всего первичного потребления энергии составляют отопление и горячее водоснабжение объектов недвижимости. Во многих странах Западной Европы в последние годы в сфере управления общественными зданиями активно используется перфоманс-контрактинг. В Германии, Австрии и Швейцарии реализация проектов с применением таких контрактов позволяет снизить потребление тепловой энергии на 30–35 %.

Рассмотрим общую схему организации энергосервисных компаний. Подавляющее большинство энергосервисных компаний – акционерные общества. Это дает возможность привлекать заинтересованных и компетентных участников для организации их работы. Практика показывает, что оптимальная схема включает трех принципиальных участников:

n органы исполнительной власти как собственника основных фондов;

n управляющую компанию как разработчика проекта и инвестора;

n эксплуатирующую организацию.

Существующее правовое поле позволяет организовать энергосервисную компанию в виде акционерного общества открытого типа с разнообразным распределением пакета акций среди участников в зависимости от каждого конкретного случая. В доверительное управление энергосервисной компании может быть передана вся городская система теплоснабжения либо отдельные районы, подключенные к автономному источнику тепла, на котором проводится модернизация.

Таким образом, основные задачи энергосервисной компании – сформировать совместно с заказчиком долгосрочную энергосервисную программу, включающую все аспекты разработки, реализации проекта и дальнейшей эксплуатации объекта. Энергосервисные программы начинаются с идентификации технологического объекта, определения технологических мероприятий, позволяющих максимально снизить энергопотребление и оптимизировать режим подачи тепла.

При идентификации объекта большое зна-чение имеет кредитоспособность заказчика,

которую можно оценить по следующим основным параметрам:

  • исполнение бюджета;
  • качество управления бюджетом;
  • организация системы сбора коммунальных платежей;
  • уровень собираемости платежей;
  • тариф на теплоснабжение.

Крайне важно оценить, какая доля тарифа дотируется всем потребителям, как он рассчитывается, т. е. фактически следует провести аудит тарифа. Это необходимо как для определения возможности инвестирования, так и для дальнейшей оптимизации системы, что является одной из задач энергосервисной компании.

 

Для подготовки долгосрочной энергетичес-кой программы важнейшим вопросом является установленный порядок финансирования оплаты потребления коммунальных услуг. Традиционно основой бизнеса энергосервисных компаний является обеспечение всех сторонних услуг под ключ по энергоэффективности, включая оценку и разработку проектов, монтаж и оборудование, финансирование, обслуживание и мониторинг фактической экономии в проектах энергоэффективности.

Наиболее распространен такой вид услуг энергосервисных компаний, как оценка проектов и их анализ с точки зрения уменьшения энергетических затрат. На первом этапе аудитор обычно производит предварительный анализ для оценки возможного сокращения затрат по оплате потребления коммунальных услуг. По результатам исследования энергосервисные компании предлагают заказчику начать второй этап энергоаудита. Энергосервисная компания обычно гарантирует, что планируемый проект технически осуществим и что в результате проекта будет получена экономия. Способность обеспечить финансирование проекта – это основная услуга, которая крайне важна для успеха энергосервисной компании.

В международной практике основным заказчиком энергосервисной компании является муниципалитет либо муниципальная тепловая компания, которая предоставляет услуги конечным потребителям. Возможны также прямые договорные отношения энергосервисной компании с конечными потребителями. Отношения энергосервисной компании и заказчика регулируются энергоконтрактом.

Основные условия контракта:

  • энергосервисная компания обеспечивает оговоренный уровень энергосбережения по истечению согласованного периода реализации проекта;
  • привлеченные инвестиции покрываются за счет сокращения затрат.

 

В типовом энергоконтракте рассматриваются три вида затрат: на энергоресурсы, эксплуатацию и капитальные затраты.

По истечении установленного контрактом срока капитальные затраты покрываются за счет средств экономии ресурсопотребления и снижения затрат на эксплуатацию.

Различаются следующие основные типы энергоконтрактов:

 

1. Контракт с гарантированным размером энергосбережения. Подобный контракт предполагает, что энергосервисная компания берет на себя обязательство только по обеспечению определенного уровня энергосбережения, гарантирующего, что при условии осуществления инвестиционного проекта заказчик, управляющая компания или собственник сможет расплачиваться с кредитором. В этом случае энергосервисная компания не вступает в отношения с кредитором, заемщиком является заказчик услуг энергосервисной компании, который в свою очередь осуществляет финансирование проекта за счет средств, полученных от третьей стороны – банк, инвестиционный фонд, лизинговая схема поставки.

 

2. Контракт с выплатой за счет сэкономленных средств. Особенностью данного контракта является наличие согласованного графика расчета в зависимости от уровня объема энергосбережения.

 

3. Контракт с получением доли прибыли от энергосбережения. В этом случае энергосервисная компания берет на себя обязательства по финансированию проекта. Заказчик не имеет никаких обязательств, кроме тех, которые предусматривают выплату энергосервисной компании доли прибыли от энергосбережения. Энергосервисная компания берет на себя технические и финансовые риски.

 

4. Контракт по теплоснабжению. Это наиболее широко распространенный в Европе тип контракта, при котором доход, получаемый от реализации услуги по теплоснабжению, используется для осуществления выплат энергосервисной компании. Договор заключается по принципу продажа единицы потребленной энергии. Продолжительность таких контрактов – 20–30 лет. Причем энергосервисная компания обеспечивает техническое обслуживание и реализацию в течение всего срока контракта.

 

Отработка механизмов энергосервисной деятельности и программные мероприятия по энергосбережению в Москве

Москва как потребитель энергоресурсов является абсолютно уникальным городом. Другого такого крупного города, расположенного в суровой климатической зоне, в мире больше нет.

В настоящее время в столице одним из основных препятствий успешной реализации программ энергосбережения является отсутствие побудительных мотивов проведения энергоэффективных мероприятий и участников процесса производства передачи и потребления энергоресурсов. В бюджетных организациях, а также управляющих организациях, в том числе ТСЖ и ЖСК, полностью отсутствует интерес к реализации мероприятий по снижению потребления энергетических ресурсов, снижению платежей населения. Существующая проблема также осложняется тем, что поставщики ресурсов заинтересованы исключительно в сбыте своего продукта, а реализация ресурсосберегающих проектов приведет к сокращению сбыта энергоресурсов.

Основным механизмом решения данного вопроса является создание тех самых энергосервисных компаний, о которых упоминалось ранее, и предоставление на их базе энергосервисных услуг. Мировая практика создания энергосервисных компаний показывает, что они действуют как инициаторы всех мероприятий по энергосбережению, т. к. их доходы напрямую зависят от экономии ресурсов.

Энергосервисные услуги, а именно: проведение энергетического обследования с применением автоматизированных систем, разработка и выбор наиболее эффективных методов реализации энергосберегающих проектов, систематический мониторинг количества и качества энергоресурсов, а также распределение их по потребителям – позволяют на более качественном уровне производить расчет с потребителями.

На сегодняшний день в городских и частных управляющих организациях, ТСЖ и ЖСК отсутствует возможность организации работ по энергосбережению, поскольку расходы указанных организаций на проведение мероприятий по энергосбережению и содержанию соответствующего штата не могут быть компенсированы поступающими средствами от жителей на содержание общего имущества. Учитывая высокую актуальность предоставления энергосервисных услуг в Москве, целесообразно использовать мировой опыт по созданию и привлечению энергосервисных компаний в жилищную сферу города.

Обратимся к опыту Московского региона. В столице реализуется четвертая по счету программа по энергосбережению, завершена программа оснащения жилых домов и объектов социальной сферы приборами учета энергоресурсов, контролируется выполнение жестких требований по параметрам теплозащиты строящихся объектов, в 2006 году принят закон об энергосбережении в г. Москве.

Вместе с этим если обеспечить в Москве комплексные полномасштабные работы по энергосбережению, результаты могут превзойти все самые смелые ожидания.

Например, если жители Москвы в своих квартирах полностью заменят лампы накаливания на энергосберегающие, то расход электроэнергии в городе сократится на 2–2,5 млрд кВт•ч. Таким количест-

вом можно обеспечить электроэнергией 500 средних по величине промышленных предприятий.

Если в Москве полностью компенсировать реактивную мощность у потребителя, то потребляемая мощность сократиться на 20–25 %. В часы максимума нагрузки снижение может составить порядка 3 тыс. МВт, т. е. только за счет одного этого мероприятия можно исключить дефицит потребляемой электрической мощности.

А если обеспечить требуемый график температуры теплоносителя в системах отопления в период низких температур наружного воздуха, то это даст возможность избежать включения в морозные дни на бытовом уровне и в офисах дополнительных электронагревательных приборов и сократить максимум нагрузки еще на 2,5 тыс. МВт.

 

Примеров можно приводить много, вывод один: нужно в корне менять отношение к процессу энергосбережения.

На решение данных вопросов направлена Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020», утвержденная Постановлением правительства Москвы от 28.10.2008 года за № 1012-ПП. Принимая во внимание финансовый экономический кризис, реализация мероприятий, связанных с энергосбережением в ЖКХ, перенесена на период с 2010 по 2013 год.

Основными приоритетами в развитии энергосервисной деятельности в жилищном фонде Москвы являются:

  • экономия всех видов ресурсов;
  • привлечение внебюджетных источников финансирования для проведения энергосберегающих мероприятий;
  • отработка и внедрение механизмов энергоэффективного управления многоквартирными домами;
  • апробация и внедрение различных энергосберегающих технологий в жилищном фонде.

 

Запланировано проведение следующих мероприятий:

  • модернизация системы теплоснабжения в многоквартирных домах;
  • проведение комплекса работ по компенсации реактивной мощности;
  • установка систем автоматического регулирования тепла, модернизация ЦТП и внутридомовых инженерных сетей;
  • установка общедомовых и квартирных приборов учета, а также систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии и воды;
  • установка индивидуальных газовых котельных и газогенераторов электрической энергии;
  • установка светодиодных и осветительных систем, использующих солнечный свет;
  • проведение мероприятий по теплоизоляции ограждающих и несущих конструкций здания.

 

Для получения полноценного результата от реализации мероприятий необходимо проведение масштабной информационной компании среди населения. Мировой опыт показывает, что активная пропаганда энергосбережения и вовлечение в энергетический процесс различных слоев общества позволяют гарантированно получить сокращение конечного потребления энергоресурсов до 10 %. В Москве предприняты первые шаги в этом направлении: на улицах появились плакаты, призывающие экономить ресурсы.

Подводя итог, можно сказать, что энергосбережение – фактор экономического развития, на практике показавший, что во многих случаях дешевле осуществить меры по экономии всех видов ресурсов или вообще избежать их использования, чем увеличить их производство.

 


Статья предоставлена журналом «Энергосбережение» (ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС»)

№3, 2010 год